Вне игры

Оставляет шахматистов… приморская шахматная федерация Вячеслава Цинцадзе

 

Дмитрий ЧЕРНОВ

 

Эльхану Качабекову недавно исполнилось восемь, и его имя пока известно только шахматным специалистам. Но те, кто следит за детскими шахматными соревнованиями, не могли не взять на заметку этого серьезного не по годам мальчишку из Владивостока. За два с половиной года занятий шахматами он выполнил норму второго спортивного разряда, а в прошлом году выиграл два этапа детского Кубка России на Камчатке и в Орске. Еще на одном этапе в Улан-Удэ завоевал серебро. Итог – четвертое место в общем зачете и отличный шанс на успех в первой лиге первенства страны. Только ни сам Эльхан, ни его родители до сих пор не знают, отправится ли он весной в Сочи на всероссийский форум шахматных дарований.

 

Детский мат

 

Поездка на крупный детский шахматный турнир – дорогое удовольствие. В положении о соревнованиях говорится, что расходы спортсменов, играющих в первой лиге, оплачиваются «за счет командирующих организаций». Но даже победители и призеры юношеского первенства Дальневосточного федерального округа не всегда могут рассчитывать на финансирование из средств, заложенных в соответствующую статью краевого бюджета. Деньги на поездку могут получить только те, кто заручился рекомендацией приморской шахматной федерации. Поэтому часто «командирующей организацией» становятся сами родители шахматных вундеркиндов.

Так получилось и с Эльханом Качабековым. В его дружной семье поддерживают увлечение сына и стараются изо всех сил, чтобы создать ему условия для совершенствования.  Вот и теперь родители готовы найти средства, необходимые для его участия в турнире. Но в официальную заявку приморской шахматной федерации мальчик не попал.

От ее президента требовалось только внести имя юного шахматиста в документ, чтобы Эльхан смог сыграть в первенстве страны против детей, которые старше его на 1-2 года. Опыт таких выступлений у Качабекова есть. На первенстве Дальнего Востока он уже играл в этой возрастной группе и финишировал девятым. Но президент приморской шахматной федерации Вячеслав Цинцадзе настаивал на том, что играть Эльхан должен в национальном первенстве, где состязаются совсем маленькие игроки, чей возраст не превышает восьми лет.

Трудно понять, почему функционер не обратил внимания на то, что Качабеков уже перерос этот детский турнир как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Соревнования малышей не подходят ему ни по уровню игры, ни по возрасту. Играть там в нынешнем году могут дети 2004 года рождения и младше, тогда как Эльхан родился в 2003-м. Когда мама Эльхана, Илаха Качабекова, при личной встрече попыталась объяснить Вячеславу Соломоновичу, что тот не прав, главный приморский шахматист был не слишком любезен. «Нет, он меня не оскорбил, - рассказывала потом невозмутимая женщина. – Просто назвал дурочкой».

Это только один характерный пример деятельности федерации, которой уже давно не верит большинство спортсменов из Приморья, региона с большими шахматными традициями.  Цинцадзе любит говорить, что приоритетным для него является спорт высших достижений. Но при таком отношении к маленьким «звездочкам» краевых шахмат ни высших, ни каких-либо других достижений у нас не будет.

 

Прокурор добавит…

 

 «Ваше обращение в части действий некоммерческого партнерства «Шахматный клуб ДЕБЮТ-ДВГТУ, поступившее из Прокуратуры Приморского края, рассмотрено в Прокуратуре района». Такой ответ получил заместитель президента Шахматной Федерации Владивостока Андрей Степанов в ответ на свое обращение в правоохранительные органы. Речь шла о нецелевом использовании почти ста тысяч рублей, выделенных из краевого бюджета на проведение чемпионата Приморского края по шахматам среди мужчин и женщин в 2010-м году. Его организацией занимался Вячеслав Цинцадзе.

Скандальная история турнира, который в итоге так и не состоялся, продолжается до сих пор. Два месяца назад, Степанов получил ответ из Генеральной Прокуратуры РФ, куда также обращался за помощью. Там прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии, юрист первого класса А. Н. Павленко поручил организовать дополнительную проверку в части доводов о действиях некоммерческого партнерства «Шахматный клуб ДЕБЮТ-ДВГТУ». О результатах проверки Павленко сообщит Степанову дополнительно.

О каких действиях идет речь? Дело в том, что Вячеслав Цинцадзе, искренне любящий шахматы, фактически воспользовался не по назначению средствами из краевого бюджета Приморья. Их было ни много, ни мало 109 тысяч 144 рубля, 52 копейки. Спустя 20 дней после обращения в прокуратуру эта сумма была возвращена в краевую казну. Но деньги, предназначенные на выплату «вознаграждения арбитрам, аренду спортивного сооружения и страховые взносы» почти месяц использовались совсем не по назначению. Добавим, что «спортивное сооружение», а именно шахматный клуб технического университета, также возглавляет Вячеслав Цинцадзе. Неужели он фактически арендует его сам у себя?

Между тем, турнир, сполна оплаченный краевым управлением по физкультуре и спорту, проведен так и не был. Вместо этого были проведены другие состязания. Представитель прокуратуры, никогда в жизни не игравший в шахматы на сколько-нибудь серьезном уровне, никогда не поймет абсурдность заявления Вячеслава Цинцадзе: «Таким образом, 3-13  декабря  проводился блицтурнир Чемпионата Приморского края». Сотрудник прокуратуры может не знать, что блицтурнир даже с таким странным статусом проходит за один день, в отличие от классических турниров, которые могут продолжаться больше недели. Как может не знать этого президент краевой федерации шахмат, трудно ответить.

Справедливости ради отметим, что в конце декабря 2011-го года году мужской и женский чемпионаты края все-таки состоялись. Но что это были за турниры?! За черно-белые доски сели всего 10 шахматистов и 8 шахматисток, тогда как еще несколько лет назад главные официальные соревнования Приморья собирали до полусотни сильнейших игроков. И дело не в том, что на сей раз многие не прошли спортивный отбор. К участию допускались все желающие. Вот только желающих оказалось немного. Даже солидный по местным меркам призовой фонд в размере 50 тысяч рублей не привлек международных мастеров Николая Корнюшина и Анатолия Бабия, чемпиона и экс-чемпиона Владивостока Расула Мусаева и Андрея Щукина, молодого и перспективного Антона Голубкова и многих других ведущих спортсменов региона. «Это говорит о растущем недоверии шахматистов к приморской шахматной федерации», - полагает Андрей Степанов.

 

Чему учат в школе

 

Приморской шахматной федерацией Вячеслав Цинцадзе руководит уже почти десять лет. «Ежегодно мы слышим обещания лучшей жизни для шахматистов, но почти ничего не меняется, - рассказывает Андрей Степанов. Да, появилась поддержка Российской шахматной федерации. Гроссмейстерские школы, в финансировании которых участвует РШФ, безусловно, необходимы. Но насколько эффективны прошедшие во Владивостоке сессии – вопрос спорный».

Один из руководителей Шахматной Федерации Владивостока и известный в городе детский тренер имеет в виду методические просчеты при организации работы с ведущими юными игроками. По мнению Степанова, когда два десятка спортсменов самой разной квалификации от второразрядника до мастера занимаются в одной группе, и никаких заданий между сессиями слушатели не получают, вряд ли можно говорить о заметном росте их мастерства. Кроме того, к работе школы не привлекаются ведущие тренеры края. «Не случайно несколько сильнейших юных шахматистов края, которые присутствовали на первых двух сессиях, третью проигнорировали» – продолжает Андрей Степанов..

Ему вторит экс-чемпион Владивостока среди мужчин, двукратный обладатель титула «Лучший шахматный тренер года в Приморском крае» Андрей Щукин. «Такое впечатление, что Цинцадзе собирается без учёта нашего мнения переманивать в свои заслуги наших лучших учеников дешёвыми обещаниями, а потом унижать наш профессионализм, обвиняя нас в плохих результатах наших воспитанников» – написал он в одном из интернет-форумов. Щукин подчеркивает, что квалификация международного гроссмейстера Андрея Харлова, который проводил сессию, ни у кого не вызывает сомнений. Но организация школы в шахматном клубе ДВГТУ вызвала много критики.

Особое внимание Андрей Щукин обратил на то, что программа сессий гроссмейстерской школы не содержала такой обязательной дисциплины, как общефизическая подготовка. Многим неведомо, что шахматистам, особенно юным, физкультура также необходима, как бегунам или боксерам. Это аксиома для любого тренера. «Режим первой сессии вообще вёл к разрушению физического и психического здоровья детей. 5-6 часов школьной нагрузки плюс 4-5 часов занятий шахматами - это преступление против детей» – не скрывая эмоций пишет Щукин.

Авторитетный педагог убежден, что детям на занятиях с гроссмейстером прежде всего должно быть комфортно. В идеале – проживание в профилактории, совмещение занятий шахматной теорией с физическими нагрузками. Обязательные тренировочные партии и турниры. Именно так проходят подобные сессии в Москве, Самаре и ряде других городов России. Конечно, все это требует финансовых вложений. Но в Приморье есть спонсоры, которые готовы помогать спортсменам. Другое дело, что вряд ли кто-то станет поддерживать организаторов, которые не пользуются доверием шахматистов.

 

Две в одном

 

О турнирах с нормой международного мастера, которые время от времени проводятся краевой шахматной федерацией, многие приморские игроки говорят с усмешкой. Злые языки утверждают, что эти соревнования проходят полуподпольно, в тайне от зрителей, а результаты большинства партий известны задолго до их начала. Действительно ли в псевдотурнирах федерации Цинцадзе часть партий вообще не играется, а просто «расписывается»? Правда ли, что  главная цель махинаций – обеспечить выполнение нормы международного мастера талантливому Андрею Гриценко? На эти вопросы ответа у нас нет. Бесспорно одно: молодой Гриценко давно заслуживает этого почетного звания. Но принесет ли ему пользу выполнение нормы подобным образом? И не честнее было бы командировать его в западные регионы страны для участия в действительно серьезных состязаниях с мастерской нормой?

Многие ведущие игроки региона хотели бы принимать участие в сильных соревнованиях, но, разумеется, не в таком формате. Именно поэтому более полутора сотен шахматистов подписали письмо в поддержку вновь созданной организации «Федерация шахмат Приморского края» во главе с Павлом Корнюшиным. Ее уже поддержало краевое Законодательное собрание. Письмо с просьбой о признании и аккредитации новой федерации депутаты направили в Российскую шахматную федерацию.

Есть у новой структуры и спонсоры. Наиболее известен из них Сергей Бирюков, занимающийся страховым бизнесом. О том, сколько сил, времени и денег он вложил в развитие приморских шахмат, знают далеко за пределами края. Личные средства на развитие материальной базы шахматного клуба «Ладья» и поездки юношей и девушек на соревнования тратили также Андрей Степанов, Павел Корнюшин и другие меценаты, не стремящиеся афишировать свою бескорыстную помощь.

Теперь в одном Приморье сразу две федерации. Одна, по признанию многих, не справляется со своими функциями. Другая пока не имеет почти никаких полномочий. По признанию многих любителей шахмат, если бы не турниры шахматной федерации Владивостока, то играть им было бы просто негде. Только на зимних каникулах в краевой столице прошло около десятка соревнований для игроков самого разного возраста и квалификации.

 

Это и первенство города среди школьников, и рейтинговый турнир взрослых мастеров, и квалификационные турниры для начинающих. Отзывы самые благоприятные. В то же время федерация под руководством Цинцадзе потратила рождественские каникулы впустую. После этого вопрос о том, какая же федерация нужна шахматистам края, выглядит риторическим.